Медицинский профессионализм в новом тысячелетии: врачебный кодекс
Несколько слов о проекте "Медицинский профессионализм" и о его главном результате - Кодексе медицинского профессионализма. Настоящий документ появился впервые в февральском номере журнала Annals of Internal Medicine, и одновременно в журнале "Lancet". Настоящая публикация открыла новый этап в медицине.
Кодекс является результатом работы ведущих специалистов авторитетных врачебных ассоциаций мира. Он состоит из краткого введения и пояснений, 3-х принципов и 10 обязательств. Введение содержит следующие предпосылки. В развитых странах ряд изменений в системе оказания медицинской помощи ставит под угрозу существование ключевых профессиональных ценностей. Подобное заявление в настоящем документе делается с холодной краткостью. Его авторы, вероятно, не чувствуют необходимости детально отстаивать подобный тезис, полагая, что данный факт сегодня является общеизвестной истиной. Создатели Кодекса идут дальше, утверждая, что сегодняшние условия медицинской практики все чаще склоняют врачей к отказу от приоритетности благополучия пациента. Это очень серьезные заявления. Отражают ли они сегодняшнее состояние медицинской профессии в целом, остается пока без обсуждения.
В этих условиях каждый врач сам должен увидеть, где и в чем условия его деятельности угрожают тем ценностям, которые на протяжении тысячелетий являются для медицинской профессии самыми главными идеалами и дорогими.
Три фундаментальных принципа формируют основание для сути Кодекса, представленной его 10-ю обязательствами. Первый - принцип приоритета благополучия пациента, известен с древности. Второй - принцип самоопределения (автономии воли, личной независимости) пациента имеет гораздо более молодую историю. Лишь в последние десятилетия 20-го века люди научились взгляду на врача как на советника (часто одного из многих) для независимой человеческой личности - пациента. В соответствии с этим же принципом, ключевые проблемы здоровья и медицинской помощи находятся не в кабинете врача и не в больнице. Они формируются там, где человек проводит большую часть жизни - дома и на работе. Именно здесь, каждый день и час люди сами делают свой выбор между здоровьем и болезнью.
И последний из трех - принцип социальной справедливости. Он взывает медицинскую профессию к созданию системы справедливого распределения всегда ограниченных ресурсов медицинской помощи.
Есть все основания ожидать, что настоящий Кодекс прочтут врачи в каждом уголке земного шара. Согласуется ли этот документ с медицинскими традициями иными, чем в странах Запада, где работают создатели Кодекса? Есть надежда, что читатели из любой точки Земли будут вовлечены в дискуссию о поставленных им проблемах. Традиции медицинской практики могут не совпадать в разных странах и континентах и выявление этого лишь поможет лучшему пониманию проблем ответственности врача перед пациентом и обществом.
Многие врачи увидят в принципах и положениях Кодекса этическую поддержку своим профессиональным отношениям с коллегами, пациентами, обществом. Для них по-прежнему жизненной задачей будет деятельность на этих позициях и преодоление неизбежного сопротивления тех из окружающей профессиональной среды, кто мыслит и действует иначе. Есть вещи, силы и обстоятельства, находящиеся вне нашего контроля и влекущие нас к ситуациям, в которых требуется вновь и вновь говорить о профессиональном долге врача. Ответственность за достойное врачевание лежит непосредственно на наших с Вами плечах.
Сегодня фактически во всех развитых странах врачи испытывают беспокойство сталкиваясь с рядом изменений в системе оказания медицинской помощи, которые угрожают природе и ценностям врачебного профессионализма. Совещания и конференции крупнейших врачебных ассоциаций подтвердили, что взгляды врачей самых разных стран и систем здравоохранения на проблемы профессионализма очень близки. Общей стала точка зрения, утверждающая, что вопросы ответственности медицины перед пациентом зачастую находятся под влиянием общественных сил, не относящихся к профессиональному медицинскому сообществу.
Не так давно специалисты из самых разных стран начали формировать обновленные взгляды на то, что собой представляет врачебный профессионализм, особенно в условиях реформирования здравоохранения. Отвечая на этот вызов времени, Американский Совет по Внутренним Болезням (ABIM), Американский Колледж Терапевтов - Американское Общество по Внутренним Болезням (ACP - ASIM), Европейская Федерация по Внутренним Болезням (EFIM) в конце 1999 года инициировали проект "Медицинский профессионализм". Эти четыре профессиональных сообщества делегировали своих представителей для начала работы по созданию Кодекса, призванного сформулировать набор принципов и обязательств, которыми должны руководствоваться врачи. Настоящий документ воплощает врачебное представление о том, что система здравоохранения и деятельность врачей в ней должны быть в первую очередь ориентированы на благо пациента и на соблюдение базовых принципов социальной справедливости. Что существенно, настоящий Кодекс применим в системах здравоохранения стран с различными культурами и политическими системами.
Профессионализм является основой взаимоотношений общества и медицины. Это требует признания того, что интересы пациента являются приоритетными по отношению к интересам врача. Это требует внедрения и поддержания высоких стандартов профессиональной компетентности, требует использования обществом при решении вопросов охраны здоровья экспертов-специалистов. Предлагаемые принципы и обязательства медицинского профессионализма должны быть четко поняты и врачами, и обществом. Существенным в их отношениях является доверие общества к врачу, которое зависит от честности и каждого врача, и профессии в целом.
Сегодня медицинская профессия столкнулась со "взрывом технологий", проблемами рыночных отношений, сложностями распределения медицинских ресурсов, биотерроризмом и глобализацией. Как результат, врачи все чаще сталкиваются с фактами безответственности перед пациентами и обществом. В этих условиях все более важным представляется новое публичное подтверждение универсальных и фундаментальных принципов, на которых должна базироваться профессия и которыми должны руководствоваться все врачи.
В любой части мира медицинская профессия тесно контактирует с различными культурами и национальными традициями, однако везде ее представители выполняют функцию целительства и руководствуются принципами, корни которых уходят в глубокую древность, к Гиппократу. Вместе с тем, медицинская профессия неизбежно сталкивается с постоянно усложняющимися политическими, юридическими, экономическими силами и влияниями. Более того, существует очень большое разнообразие форм и путей, посредством которых эти принципы могут реализоваться на практике. Их проявления в жизни могут быть ярки, а могут быть и трудноуловимы. Несмотря на возможные различия представляется возможным сформулировать три ключевых принципа и перечень основных профессиональных обязательств.
Принципы:
Принцип приоритета благополучия пациента.
Этот принцип ориентирован на первоочередное обеспечение интересов пациента. Доверие, в основе которого лежит альтруизм, является одной из основ отношений врач-пациент. Углубляющиеся влияния рынка, общественное давление, административные требования не должны умалять этот принцип.
Принцип социальной автономности (самоопределяемости) пациента.
Врачи должны уважать автономию личности пациента. Профессионалы должны быть честными с пациентами и обеспечивать им возможность принять информированное добровольное решение о медицинском вмешательстве. Решение пациента о медицинском вмешательстве должно быть преобладающим, также как и иные решения в этической практике, и не должно в результате неинформированности или неправильного информирования приводить к согласию пациента на ненадлежащую медицинскую помощь.
Принцип социальной справедливости.
Медицинская профессия должна способствовать внедрению в системе медицинской помощи принципа социальной справедливости, в первую очередь - честному распределению медицинских ресурсов. Врачи должны действовать активно для устранения дискриминации в медицинской помощи, независимо от оснований по которым она может происходить (дискриминация по полу, расе, социоэкономическому статусу, этнической принадлежности, религии и т.д.).
Обязательства:
Обязательство профессиональной компетентности.
Врач обязан в течение всей своей жизни учиться и поддерживать теоретические и практические знания на уровне, обеспечивающем качественную медицинскую помощь. В более широком плане профессиональное сообщество в целом должно стремиться к тому, чтобы все его члены были компетентны и должно гарантировать, что сформированы необходимые механизмы, обеспечивающие врачам возможность достижения этой цели.
Обязательство уважения пациента.
Врач должен гарантировать, что пациент уважительно и полностью информирован перед тем, как он даст свое согласие на лечение, а также пациент должен информироваться в процессе лечения. Это правило не означает, что пациент ежеминутно должен привлекаться к процессу принятия решений. Речь идет о принятии пациентом решений о направлениях терапии. Врачи должны признать, что в процессе оказания медицинской помощи иногда возникают ошибки, которые могут причинить пациенту вред. В любом случае, когда пациенту медицинской ошибкой причинен вред, он немедленно должен быть об этом проинформирован, поскольку сокрытие подобных ситуаций серьезно подрывает доверие пациентов и общества к здравоохранению. Фиксация ошибок, их регистрация и анализ дает возможность улучшать качество лечения, осуществлять их профилактику и адекватную компенсацию пострадавшей стороне.
Обязательство конфиденциальности сведений о пациенте.
Получение правдивых сведений о пациенте часто связано с их конфиденциальным характером и потому должны осуществляться специальные меры предосторожности. Это обязательство распространяется и на сведения передаваемые лицам, действующим в интересах пациента, особенно, когда затруднено получение собственного согласия пациента на передачу сведений о нем третьим лицам. Выполнение этого обязательства приобретает особую важность в настоящее время в связи с широким распространением электронных систем хранения и передачи информации и учащающейся практикой генетического тестирования. Врач, однако, должен учитывать, что настоящее правило может не соблюдаться в случаях, когда подобная конфиденциальность противоречит общественным интересам (например, когда пациент подвергает опасности других людей).
Обязательство поддерживать надлежащие отношения с пациентом.
Учитывая исходную уязвимость пациента и его зависимость от лица, оказывающего медицинскую помощь должны быть исключены некоторые виды взаимоотношений. Врач никогда не должен эксплуатировать пациента для достижения финансовых, сексуальных или иных личных целей.
Обязательство повышать качество медицинской помощи.
Врачи должны прилагать постоянные усилия для обеспечения постоянного роста качества медицинской помощи. В это обязательство входит не только поддержание своей клинической компетентности, но и совместная деятельность со всеми профессионалами по снижению количества медицинских ошибок, по повышению безопасности пациента, по минимизации перерасхода медицинских ресурсов, по оптимизации конечных результатов лечения. Врачи должны активно участвовать в развитии эффективных технологий оценки качества медицинской помощи и в достижении доступности их применения для всех участников процесса оказания медицинской помощи - врачей, организаций, систем здравоохранения. Врачи, как индивидуально, так и их профессиональные ассоциации должны быть ответственными участниками формирования и совершенствования механизмов, обеспечивающих постоянное улучшение качества помощи.
Обязательство способствовать росту доступности медицинской помощи.
Врачебный профессионализм требует, чтобы для всех в здравоохранении использовались единые и адекватные стандарты медицинской помощи. Каждый врач, а также профессиональные ассоциации должны предпринимать усилия для устранения препятствий в равном доступе людей к медицинской помощи. В любой социальной системе врачи должны способствовать устранению проблем в получении медицинской помощи, связанных с дискриминацией людей по образовательному, финансовому, правовому, признаку, в зависимости от их места жительства, возраста или социального статуса. Обеспечения равного доступа людей к медицинской помощи требует развития публичного здравоохранения и профилактической медицины. Необходимо также общественное понимание и поддержка тех прогрессивных врачей, чьи действия выходят за пределы личных узкопрофессиональных и корпоративных интересов.
Обязательство справедливого распределения ограниченных медицинских ресурсов.
Когда речь идет об оказании помощи конкретному пациенту врачи всегда вынуждены действовать в условиях ограниченных лечебных ресурсов, исходя из принципа благоразумия и принципа "затраты - эффективность"(cost - effectiveness). Подобные реалии делают все более актуальным обязательство врачей действовать совместно с коллегами, медицинскими, страховыми и управляющими организациями в направлении создания протоколов ведения больных и стандартов помощи, обеспечивающих баланс ее эффективности и стоимости. Профессионал отвечает за правильное использование лечебно-диагностических ресурсов, которое требует от него добросовестности и отказа от избыточных диагностических и лечебных процедур. Избыточные медицинские вмешательства не только вредоносны для здоровья и бюджета пациентов, но и уменьшают объем медицинских ресурсов, остающихся для других людей.
Обязательство приоритета научных знаний.
Отношения общества и медицины базируются на единстве и правильном использовании научных знаний и технологий. Врачи обязаны придерживаться научных стандартов и взглядов при осуществлении исследовательской деятельности, при формулировании новых знаний, которые должны использоваться в интересах людей. Врачебное сообщество несет ответственность за общедоступность медицинских знаний, базирующихся на научных фактах и клиническом опыте.
Обязательство придерживаться истины в условиях конфликта интересов.
Профессионалы-медики и их организации сегодня действуют в условиях, когда на их профессиональные позиции осуществляется давление корпоративных или личных, в том числе финансовых интересов. Подобные ситуации особенно вредоносны при взаимоотношениях отдельных врачей, руководителей или организаций с коммерческим фирмами, включающими представителей фармацевтического бизнеса, производителей и продавцов медицинской техники, страховые компании. Врачи обязаны выявлять такие случаи, делать их достоянием общественности и не быть безучастными в условиях возникающего в процессе их профессиональной деятельности и угрожающего исполнению их профессионального долга возникновения конфликта интересов, способного снижать качество помощи. Должны предаваться гласности взаимоотношения, складывающиеся между ведущими медицинскими специалистами и бизнесом, особенно, когда эти отношения начинают определять критерии для проведения и оценки результатов клинических испытаний, формирование тематики научных статей, содержание клинических руководств и протоколов ведения больных, деятельность редакторов научных журналов.
Обязательство профессиональной ответственности.
Как от членов медицинской профессии общество и пациенты ожидают от врачей коллегиальной деятельности, направленной на высококачественную медицинскую помощь, деятельности, базирующейся на взаимном уважении, на участии в процессах саморегуляции. Саморегуляция профессионального сообщества включает в себя исправляющие воздействия на дисциплину тех своих членов, кто допускает нарушение стандартов профессиональной деятельности. Медицинское сообщество должно определять и организовывать процессы обучения своих нынешних и будущих членов и внедрение стандартов в их деятельность. Долгом отдельных врачей и профессиональных ассоциаций является вовлеченность в эти процессы. Все аспекты деятельности медицинской профессии в целом и отдельных ее членов должны быть открыты как для внутреннего контроля, так и для внешних проверок и исследований.
В современную эру медицинская практика сталкивается с беспрецедентными проблемами практически во всех обществах и культурах. В их центре - повышающееся несоответствия между законными потребностями пациентов и имеющимися медицинскими и экономическими ресурсами для их удовлетворения. Система медицинской помощи существенно видоизменяется под влиянием внедрения в нее рыночных принципов функционирования. Эти условия многих врачей искушают отказаться от традиционной обязанности соблюдения приоритета интересов пациента. В наше неспокойное время для сохранения безукоризненной позиции медицины в ее отношениях с обществом врачи должны вновь подтвердить свою деятельную преданность принципам профессионализма. Сегодня в эти принципы входит не только личная ответственность медиков за благополучие пациентов, но и их коллективные усилия, направленные на улучшение системы здравоохранения в целом, и других систем, действующих на благо общества. Настоящий Кодекс призван поддержать эту преданность и способствовать на практике принципу профессионализма в медицине, которая была, есть и будет едина в своих взглядах, принципах и целях.
Источник:
Medical Professionalism in the New Millennium: A Physician Charter Project of the ABIM Foundation, ACP–ASIM Foundation, and European Federation of Internal Medicine (Annals of Internal Medicine, 5 February 2002, Volume 136, Issue 3, Pages 243-246)
Вразработкеновоговрачебногокодексапринялиучастие:ABIM Foundation: Troy Brennan, MD, JD (Project Chair), Brigham and Women’s Hospital, Boston, Massachusetts; Linda Blank (Project Staff), ABIM Foundation, Philadelphia, Pennsylvania; Jordan Cohen, MD, Association of American Medical Colleges, Washington, DC; Harry Kimball, MD, American Board of Internal Medicine, Philadelphia, Pennsylvania; and Neil Smelser, PhD, University of California, Berkeley, California. ACP–ASIM Foundation: Robert Copeland, MD, Southern Cardiopulmonary Associates, LaGrange, Georgia; Risa Lavizzo-Mourey, MD, MBA, Robert Wood Johnson Foundation, Princeton, New Jersey; and Walter McDonald, MD, American College of Physicians–American Society of Internal Medicine, Philadelphia, Pennsylvania. European Federation of Internal Medicine: Gunilla Brenning, MD, University Hospital, Uppsala, Sweden; Christopher Davidson, MD, FRCP, FESC, Royal Sussex County Hospital, Brighton, United Kingdom; Philippe Jaeger, MB, MD, Centre Hospitalier Universitaire Vaudois, Lausanne, Switzerland; Alberto Malliani, MD, Universita di Milano, Milan, Italy; Hein Muller, MD, PhD, Ziekenhuis Gooi-Noord, Rijksstraatweg, the Netherlands; Daniel Sereni, MD, Hopital Saint-Louis, Paris, France; and Eugene Sutorius, JD, Faculteit der Rechts Geleerdheid, Amsterdam, the Netherlands. Special Consultants: Richard Cruess, MD, and Sylvia Cruess, MD, McGill University, Montreal, Canada; and Jaime Merino, MD, Universidad Miguel Hernandez, San Juan de Alicante, Spain.
Перевод: Лопатенков Г.Я.